Персональный сайт педагога-психолога Кирсановой Елены Станиславовны.



Баннеры


АРТ- терапия.

Направления АРТ-терапии –это изотерапия, вокалотерапия, игротерапия, драматерапия, песочной терапия, маскотерапия, куклотерапия, сказкотерапия.

  Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит для современного человека в том, что арт-терапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.

В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях.

Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями.

Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.

В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество.

Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество.

Таким образом, достигаются цели:

- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;

- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

- подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

и, как следствие трех предыдущих

– повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).

 

Эти цели арт-терапевт преследует, работая как со взрослыми так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои детские страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга).

Арт-терапия, как нам видится, - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. Многие психические и физические процессы делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром.

Т.е. утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Человек замечает, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Впоследствии дети и взрослые, проходящие курс арт-терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое участники уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

Принципы занятий арт-терапией

Наверное, каждому было бы интересно одним глазком заглянуть в арт-терапевтическую группу во время занятий. Что это такое? Как проходят занятия? Как арт-терапевт помогает детям раскрыться? Какие принципы исповедует он в своей работе? Мы отметим некоторые, важнейшие из них:

 

Направления арт-терапии в нашем центре.

Изотерапия

Изотерапия – это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление психотерапевтической практики получило широкое распространение, как в работе с взрослыми, так и с детьми. Термин «арт-терапия» был введен в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Это словосочетание было применено относительно всех видов занятий искусством, которые осуществлялись в центрах и в больницах психического здоровья. Основная цель арт-терапии заключается в развитии гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения.

 

Изотерапию относят к наиболее популярному и доступному методу познания себя. На холсте или бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри человека. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение.

Методы изотерапии

Изотерапия как метод психологической коррекции берет начало от психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, использующего личное рисование для подтверждения идеи об универсальных и первоначальных символах. Далее большое влияние в развитии изотерапии выразили психотерапевты гуманистической направленности.

Методы изотерапии включают пассивную форму — использование готовых произведений искусства, так и активную форму – создание собственных творений.

Изотерапия как метод психологической коррекции предоставляет малышу возможность пережить, осознать конфликтную ситуацию, а также проиграть какую-либо проблему максимально удобным для детской психики способом.

В изотерарии применяют самые разнообразные материалы: пластилин, карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин. Эти материалы помогают в воссоздании художественного полотна. Как самостоятельный метод арт-терапии, изотерапия возникла всего лишь несколько десятилетий назад. В настоящее время этот метод очень востребован среди дошкольников.

Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько, насколько сам ребенок этого хочет и готов ее заново переживать. Зачастую сам малыш даже не понимает, что с ним происходит.

Изотерапия в работе с детьми позволяет малышам ощутить, а также понять самих себя, помогает выразить свободно свои чувства, мысли, надежды, мечты, проявить эмпатию, освободиться от сильных переживаний и конфликтов.

Изотерапия в работе с детьми широко применяется для снятия стрессовых состояний, психического напряжения, для коррекции страхов и неврозов, поскольку рисуя, малыш болезненно соприкасается с некоторыми неприятными, пугающими, травмирующими образами.

Одной из методик изотерапии является проективный рисунок. Эта методика выполняет диагностическую и психокоррекционную функцию. Ее используют, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основной задачей проективного рисунка выступает выявление и осознание трудновербализуемых переживаний и проблем. Направляя и управляя тематикой рисунков, добиваются переключения внимания, концентрации на значимых конкретных проблемах. Проективное рисование позволяет интерпретировать эмоциональные проблемы и диагностировать затруднения в общении. Эта методика работает с чувствами, которые человек не осознает. Темы рисования могут быть самые разнообразные, например, «личное прошлое и настоящее», «жизненные ситуации в которых я ощущаю себя неуверенно», «мой день», «кем я мечтаю стать», страх, «что мне дала группа» и так далее.

Изотерапия для дошкольников

 

У дошкольников изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать, о чем думает малыш, чего он стесняется, что ему снится.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не способны анализировать поступки окружающих, а также делать выводы. Они быстро в семье становятся зависимыми от напряжённой ситуации и ночных кошмаров. А направление арт-терапии через рисунок позволяет выразить свои эмоции. Этот метод устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешенность, низкую самооценку, ревность, чувство одиночества.

Изотерапия успешно применяется в работе с детьми, у которых отмечаются нарушения слуха и речи, задержка умственного развития, аутизм. Дошкольники, имеющие патологию нервной системы, благодаря изотерапии достаточно быстро выходят на контакт с психологами, педагогами, врачами и включаются с энтузиазмом в процесс психокоррекции.

Занятия изотерапией раскрывают потенциал малыша, вдохновляют и открывают новые возможности. Игровые занятия по рисованию проводят, как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Изотерапия включает несколько направлений:

— личный рисунок, позволяющий выразить свое «Я» и его анализ;

— использование художественных готовых произведений.

На занятиях по изотерапии взрослый предлагает малышу создать рисунок на заданную или произвольную тему. Во время рисования специалист внимательно следит за детскими эмоциями художника, интересуется, что малыш испытывает, а также чувствует во время рисования. После рисования ребенок дает описание, что он изобразил. Этот этап заключается в обучении анализу происходящего, а также самостоятельного оценивания своей проблемы. При этом малыш развивает выразительность речи и образное мышление. Потом специалист даёт свою интерпретацию рисунка, основанную на научных практиках, а также разбирает вместе с подопечным его художественную работу. Все рисунки после занятий обязательно сохраняются. На следующих сеансах при необходимости их сравнивают с новыми работами для оценивания развития ситуации. Этим методом эффективно заниматься курсом по несколько занятий, поскольку изотерапия в комплексе помогает быстрее добиться желаемого результата, а именно решает проблемы и учит смотреть на мир позитивно.

Изотерапия для дошкольников включает многообразные арт-терапевтические формы работы с детьми. Особое внимание уделяется проблеме разрешения и переживания страхов. Страхи выступают неотъемлемой частью каждого индивида. При определенных моментах страхи разрастаются и захватывают все человеческое существо целиком. Избегание страхов – это неконструктивный выход из ситуации. Страхи теряют свою силу, когда индивид смотрит им в лицо. Избавление от страхов представляет сложность для взрослого человека, а для ребенка выступает вдвойне сложным процессом. На помощь в таких случаях приходит изотерапия, позволяющая безболезненным способом вывести на физический план переживания, страхи, которые лежат глубоко в сознании.

При проведении изотерапии огромное значение приобретает творческий акт, а также внутренний мир творца, который выявляется в результате рисования. Психологи поощряют участников в спонтанности выражения своих внутренних переживаний на бумаге или холсте, не беспокоясь о художественном достоинстве рисунка.

 

По мнению Гольдштейна, творчество выступает одним из способов в преодолении страха, которое возникает из-за внутреннего конфликта человека, мешающего реализовать себя, как личность. Творческие личности лучше концентрируются, свою силу умело распределяют при преодолении препятствий и решении внешних и внутренних конфликтов. Основной источник деятельности человека, по мнению Маслоу, кроется в непрерывном стремлении к самовыражению и самоактуализации, однако эти проявления отмечаются у здоровых людей. У личностей невротического склада эта потребность зачастую нарушена, поэтому искусство выступает эффективным способом ее восстановления.

Некоторые исследователи относят рисование к средству снятия напряжения. Это происходит по причине возвращения к примитивным формам функционирования, а также удовлетворения бессознательных желаний. Художественное произведение вытесняет содержание комплексов из сознания и устраняет переживания отрицательных эмоций. Эта особенность приобретает большую значимость для тех, кому сложно выговориться, а вот через творчество выразить свои фантазии гораздо легче. Фантазии, изображенные на бумаге, зачастую облегчают и ускоряют вербализацию переживаний. В процессе изотерапии понижается защита, которая отмечается при привычном вербальном контакте, поэтому больному реальнее оценить свои нарушения. Рисование снимает барьер «эго-цензуры», который затрудняет выражение словесных, конфликтных, бессознательных элементов. Творчество позволяет открыть путь к бессознательному выражению фантазий и идей, которые отмечаются в значимой для пациента форме. Одна из техник изотерапии использует зарисовку сновидений, а также возникающих во сне чувств. Важно при анализе рисунков учитывать непосредственное воздействие на организм линий, цветов, форм. В Японии и Китае издавна в лечении нервных потрясений используется рисование иероглифов. Выяснилось, что при этом индивид полностью расслабляется и у него заметно понижается частота пульса.

Цели изотерапии:

 

Игротерапия

Для ребенка играть так же естественно, как дышать - дети всегда готовы начать новую игротерапия для детей игру, придумать её самостоятельно или последовать за выдумкой подсказавшего интересный сюжет взрослого.

Но игровая деятельность может быть не только отличным досугом и легким способом обучения дошкольников, игра может лечить.

Еще в начале прошлого века ведущие психологи мира заговорили о том, что при помощи игры можно скорректировать различные психологические проблемы, преодолеть отставание в интеллектуальном развитии, справиться с ограничением физических возможностей. Подобный эффект связан с тем, что во время игры ребенок практически всегда позитивно эмоционально настроен, открыт, он не воспринимает подобное занятие как нечто неприятное и могущее ему повредить.

Создание специализированного курса игротерапии – прерогатива детского психолога, однако даже специалисты отмечают, что игра оказывает на ребенка большее воздействие, если в ней принимает участие не незнакомый ему человек, а мама или папа.

Не стоит считать, что игротерапия – это что-то, связанное с психиатрией и поэтому она необходима только единицам. Игротерапия способна активизировать формирование познавательной активности и стимулировать речевую деятельность, игры под руководством взрослого тренируют произвольность различных процессов в психике ребенка и позволяют усовершенствовать волевую и эмоциональную сферу. Играя, малыш проходит очень важную стадию социализации, что позволяет преодолеть многие коммуникативные проблемы ребенка.

Каждый день наши дети сталкиваются с самыми разными стрессами – это могут быть конфликты со сверстниками в детском саду или в школе, напряженная обстановка в семье, переезд или длительная болезнь и многое другое. Часто малыш даже сам не отдает себе отчета в том, что находится в состоянии нервного перенапряжения. Со стороны же родители могут видеть только зримые проявления: стал хуже учиться, сделался драчливым и раздражительным или наоборот замкнутым.

Чем младше ребенок, тем сложнее определить источник, вызвавший такие изменения в поведении, и тогда на помощь приходит игра. Охотнее всего дети участвуют в традиционных ролевых играх, или, иными словами, Вам понадобятся куклы или фигурки зверят. Теперь предложите ребенку выбрать действующих персонажей, их выбор будет объясняться событиями, которые, по Вашим предположениям, более всего беспокоят ребенка. Это могут быть мама и папа, кукла и её друзья или подруги и т.п.

Роль родителей в этой игре должна быть активной, Вы как бы подхватываете инициативу у ребенка и предлагаете ему свои варианты развития игрового сюжета, при этом внимательно наблюдая за его реакцией. Эффективность преодоления проблемы через игру состоит в том, что игровой процесс воздействует на все органы чувств, поэтому важно оказывать малышу максимальную психологическую поддержку, самому постараться на этот момент взглянуть на проблемную ситуацию его глазами.

 

Выстраивая и неоднократно проигрывая схожие ситуации, Вы сможете не только найти причину стресса, но и попытаться её сгладить, помочь ребенку правильно её осмыслить, посмотреть на возникшую у него проблему со стороны, найти из неё выход. Важно, чтобы все игры цикла были взаимосвязаны, их объединяли единые персонажи или темы, тогда ребенку будет гораздо легче преодолеть свои проблемы в поведении и общении.

Самые простые игры хорошо известные нам с детства и доступные даже крохам могут стать отличным способом для малышей сбросить накопившиеся отрицательные эмоции и преодолеть страхи, наладить отношения с родителями и правильно вести себя в коллективе, стать гибче в эмоциональных проявлениях и научиться принимать решения.

Бороться со страхами помогают такие классические игры как «Привидение», «Мыши и совы» и подобные салочки, где ребенок сначала убегает от грозного водящего (выступает в роли жертвы своего страха, фиксирует и осознает его), а затем, после того как его осалили, сам выступает в роли отрицательного героя, тем самым преодолевая пугающие переживания.

Скорректировать агрессивное поведение крохи 2-3 лет можно, предложив ему, покидаться мягкими подушками, обязательно закончив игру объятьями и объявлением мира. Подобную функцию выполняет игра «Добрые и злые кошки»: предложите малышу становиться попеременно, то злой кошкой, которая фыркает и царапает воздух лапками, то ласковым котеночком, который мяукает и хочет, чтобы его погладили. А чтобы ребенку было проще начинать игру, можно подать ему пример и показать кошек самому. Подобная забава поднимет настроение не только самому малышу, но и проводящим игру родителям.

Деткам дошкольного возраста можно предложить для снятия нервного напряжения игру, разработанную М.Панфиловой, отечественным психологом, специализирующимся на коррекционной игровой деятельности детей. Игра называется «Ругаемся фруктами и овощами», играть лучше всего в паре. Каждый из играющих с грозным лицом и интонацией «обзывает» другого, только вместо обидных слов он должен сказать название какого-нибудь овоща, фрукта, ягоды и т.п.

Элементы театрализации вообще очень важны для воздействия при помощи игры, выделяется даже особый вид игротерапии – театральная. Для неё подойдут любые виды создания постановки от кукольного и пальчикового театра до спектакля с настоящими актерами. Игра на сцене позволяет вытеснить негативные эмоции, посмотреть на различные события со стороны, кроме этого театральная игротерапия эффективно помогает преодолеть проблемы и скованность в общении, страх перед публичными выступлениями, а родные и друзья наверняка воспримут на ура даже несложные сценки в исполнении домашнего театра.

Вокалотерапия

Голос – это индивидуальный инструмент человека, с помощью которого мы извлекаем неповторимые звуки, выражаем эмоции, общаемся. Умение управлять своим голосом, позволяет человеку избавляться от внутреннего напряжения, самовыражаться и одновременно оказывать благотворное воздействие на весь организм.

Вокалотерапия: лечебная вибрация.

 

Вокалотерапия – научное название метода, который подразумевает лечение собственным голосом. В первую очередь, чтобы заниматься вокалотерапией, необходимо освоить правильное дыхание.

Пение же само по себе становится дыхательной гимнастикой. Воздух, поступающий в организм в нужном количестве, обеспечивает органы кислородом и позволяет им функционировать правильно.Чаще всего человек дышит верхней и средней частью грудной клетки, что ведет к гипервентиляции и далее к проблемам с дыхательными путями и сердечным дисфункциям.Благодаря пению можно научиться дышать нижней частью грудной клетки – на это затрачивается меньше энергии, кроме того, в органах создается здоровая вибрация.

Вокалотерапия популярна во всем мире, но вопреки распространенному мнению такой метод используется не только для улучшения настроения, но и для лечения серьезных психических расстройств – страхов, неврозов, депрессивных состояний, а также для лечения дыхательных путей и головных болей.

Наш голос звучит по-разному в зависимости от нашего физического состояния, это связано с тем, что даже наши органы начинают иначе звучать при болезни, ведь на самом деле около 60-80% звуковых вибраций нашего голоса поглощаются внутри – нашими органами, а наружу выходит всего 20-40%.

Считается, что будущим мамам полезно петь как для собственного здоровья, так и для малышей, находящихся в утробе матери. Французский акушер Мишель Оден устраивал для беременных женщин занятия вокалом – будущие матери пели хором а капелла, используя специально разработанные несложные упражнения по вокалу.В результате в клинике, где работал французский акушер, на свет появились здоровые, жизнелюбивые и крепкие дети.

Что и как петь?

Считается, что отдельные звуки способны воздействовать на здоровье определенных органов, вызывая в них вибрацию.

Так, например, с помощью распевания гласной «А» можно снять спазмы или облегчить сердечные боли. Звук «И» помогает лечить лор-заболевания, стимулирует деятельность сердца и лечит насморк. Оживить поджелудочную железу поможет напевание гласной «О». А длительное «У» улучшит дыхание, окажет позитивное влияние на половые органы мужчин и женщин.

Для усиления лечебного эффекта можно также использовать звукосочетания, например при высоком давлении пробуйте петь «ОМ», при сердечных болях воспользуйтесь целебными сочетаниями «АЙ» и «ПА».

Люди довольно часто используют в жизни междометия — оханье, аханье и уханье. Оказывается, все эти звукосочетания помогают избавиться от негативных эмоций и освободить организм от отработанных веществ. Кстати, если вам больно, не старайтесь сдерживать стоны и крики, звуки в таком случае работают как болеутоляющие.

При выполнении упражнений вокалотерапии можно также работать с интенсивностью, высотой, частотой произносимых звуков. Поскольку при напевании большая часть вибрации остается в наших внутренних органах, попробуйте прикладывать руку к больному органу, пытайтесь прочувствовать вибрацию и представить себя здоровым, бодрым и активным.

 

Не бойтесь импровизировать и получайте удовольствие от несложной работы со своим голосом. Ведь пение —один из самых приятных и безболезненных методов современной медицины.

Куклотерапия, Сказкотерапия

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.

В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг. Ленинградский "Театр Петрушки" под руководством Деммени совместно с Ленинградским институтом профессора Г.И. Турнера.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

- психодраме,

- игротерапии,

- сказкотерапии,

- арт-терапии.

Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается "кукольный театр". Особенно хорошо этот метод работает с детьми. "Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Участники надевают на руку одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит нейтральные фразы типа "Добрый день" или "Который час?".

Кроме "кукольного театра" в терапевтической работе может способствовать сам процесс изготовления куклы. Например, используется методика создания плоскостной куклы. Из плотного картона вырезается "кукла" олицетворяющая, к примеру, страх клиента. Затем она подвешивается на тонкую верёвочку или нитку и человек получает возможность управлять своим страхом.

 

Заниматься куклотерапией можно и дома. Вооружившись знаниями о серьёзности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребёнок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль (с детьми или в сугубо взрослом составе) или сделать куклу своими руками

Драматерапия

Драматерапия — это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т.е. разыгрывание какого либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство театра, а не драматургия. Данное направление использует силу искусства в рамках терапевтического процесса для получения доступа к латентным исцеляющим ресурсам в работе с клиентами. В творческом самовыражении клиента отражается как причина, так и природа психического расстройства, а также оно способствует реинтеграции и диссоциативных состояний клиента. Оно способствует внесению цельности в условиях разрозненности сознания и оказывает эффект исцеления травмированной самости, испытывающей страдания.

Сферы применения драматерапии:

- Межличностные и внутриличностные проблемы,

- Семейная и детско-родительская терапия,

- Оргконсультирование,

- Развитие креативности в определённой профессии,

- Пограничные расстройства,

- Психосоматика.

Исторически театр создавался как терапевтическое действие (теория катарсиса Аристотеля). Он всегда вызывает очень сильные эмоции у людей. В конце XIX века стали возникать психотерапевтические театры в Германии, Австрии, США, России, Франции.

Несмотря на то, что в основе драматерапии лежит творческая игра, процесс драматерапии не является поверхностным или несерьёзным. Сила и глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно и точно, что даёт возможность вспоминать и переживать иначе определённые жизненные события, посмотреть на них другими глазами.

В отличие от психодрамы здесь играется что угодно и чья угодно жизнь. Может проигрываться какая-то определённая задача (как это сделать), а могут разбираться глубинные экзистенциальные вопросы, затрагивающие смыл нашего бытия, предназначения.

Задачи, которые решаются драматерапией:

- осознание своих телесных и поведенческих моделей,

- развитие спонтанности и импровизационности,

- развитие и совершенствование способности к "режиссуре" собственной жизни,

- возможность "переиграть" жизненные сценарии и паттерны,

- развитие телесной пластичности и пластики (телесной, эмоциональной, когнитивной),

- расширение репертуара поведенческих моделей,

- возможность стать иным (развитие множественности личности),

- возможность вернуться в прошлое и заглянуть в будущее.

Процесс драматерапии — это не "срочный ремонт", это тонкая и эмпатическая работа с клиентом, и также как и физическое исцеление требует определённого времени. Однако эта работа доставляет огромное удовольствие.

Используя волшебную силу искусства, драматерапя расширяет наше сознание, диапазон поведенческих стратегий, помогает отработать новые более креативные способы взаимодействия с миром.

Маскотерапия

Лицо человека — это своеобразная "визитная карточка", которую он предъявляет миру. "Лицо" и "личность" — эти слова не случайно являются однокоренными. Ведь на наших лицах эстампами времени запечатлены все те "черты и резы", которыми в избытке снабжает человека его прошлое. К сожалению, зачастую индивидуум забывает о том, каково в действительности его истинное лицо, предпочитая прятаться за искусственно созданными личинами. К счастью, метод маскотерапии позволяет пролить свет на подлинную природу каждого из нас и наладить гармоничное взаимодействие с персональной внутренней Самостью.

Пока мы лиц не обрели

Известно, что направление арт-терапии (в сферу которой традиционно включается и маскотерапия в том числе) начало активно развиваться ещё с подачи великого Галена, рекомендовавшего жаждущим исцеления пациентам прибегать к художественному творчеству. Впоследствии, уже в XX веке арт-терапию стали успешно применять в своей профессиональной деятельности врач Адриан Хилл и психолог Карл Густав Юнг. Именно они заронили в плодородную почву арт-терапии зерно идеи, гласящей: "В любом скульптурном материале творящий ищет своё собственное лицо…"

Сам же метод маскотерапии считается относительно молодым: создан он был около 20 лет назад психиатром Гагиком Назлояном, в настоящее время возглавляющим московский институт маскотерапии. Благодаря ученику Назлояна Сергею Кравченко, данный метод успешно используется для индивидуальной и групповой психодиагностики и психотерапии.

У зеркала два лица

Примечательно, что в рамках метода маскотерапии зачастую применяются техники психосинтеза, символдрамы, а также телесно-ориентированной терапии. Последнее совершенно не случайно. Ведь в процессе взаимодействия с тем или иным человеком мы в первую очередь "считываем" адресуемые нам невербальные телесные микросигналы, реализуемые в том числе и посредством мимики. Лицо подчас является своеобразным "проектором" посланий тела. А если тело зажато тисками социальных условностей и психологических травм, это накладывает свой отпечаток и на "личину". В результате лицо превращается в некую презентационную маску, совокупность представлений о том, какими мы должны выглядеть — но не о том, какими мы являемся на самом деле. Метод маскотерапии даёт возможность посмотреть со стороны на эту маску, познакомиться с ней ближе — и сделать выводы относительно того, какой личная субъективность может казаться зрителям театра моей души, в каком свете Я могу представать перед Другими.

Сорвать с болезни маску

Помимо этого, маскотерапия даёт возможность для отшлифовки уже имеющейся системы знаков, состояний, и отношений, в совокупности являющей наше истинное Лицо. Создавая с помощью скульптурного пластилина те или иные маски, образы, и формы, человек, обретая самоидентификацию, обретает вместе с ней и возможность разрешить для себя многие кризисные и проблемные ситуации. Не случайно создатель метода маскотерапии в своё время утверждал: "Чем реалистичнее изображение лица, тем совершеннее восприятие мира и своего Я".

Одной из самых ужасающих проблем современной культуры является тотальная обезличенность. В нашей повседневной жизни это приводит к стиранию индивидуальности и утрате многих значимых ориентиров. Однако, личность, невзирая на тяготы и беды существования, всегда стремится к обретению Лица — как бы мучительно это порой не было (ведь не случайно автопортрет создаётся художником в наиболее сложные для него годы). Ибо благодаря маскотерапии на горизонтах нашего существования проступают яркими красками новые яркие смыслы.

Комментарии:

надежда
написано 20 октября 2017 в 10:34:34
0
все не плохо,но слишком дорого.

Ответить

Оставить комментарий: